Персональный сайт воспитателя Козуренко Ольги Ивановны
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Речь педагога как образец, эталон, инструмент для воспитания эмоциональной и интонационной выразительности речи дошкольников»Цель: обогатить знания педагогов о значении их речи как фактора развития эмоциональной и интонационной выразительности речи дошкольников. Задачи:
Оборудование:
Речь воспитателя является образцом для подражания детей дошкольного возраста. Поэтому она должна быть безупречна! Чувственная, интонационно правильно выстроенная речь педагога служит для уточнения мысли, а также для живописной обрисовки образа, который должен вызвать у маленького дошкольника живое представление и оказать глубокое эмоциональное воздействие. Выразительность речи педагога воспитывает у детей дошкольного возраста желание самим что-нибудь рассказать или вступить в диалог. Если вы против того, чтобы в вашей речи появились нежеланные гости – скудность, монотонность, безэмоциональность, серость тогда, добро пожаловать, на мой мастер-класс! Здесь вы откроете яркий и загадочный мир речевых эмоций с его многообразием чувств, интонаций и мимики и в итоге получите удовольствие от своей собственной речи! Ход мастер-класса
Цель игры: развивать умение произносить фразы с различной эмоциональной окраской. Ход игры: встаньте, пожалуйста в круг. Все мы разные. И я предлагаю наконец-то, познакомится, а именно, по очереди представиться (назвать должность и имя, отчество) при помощи жестов и мимики в различной эмоциональной тональности. Вам помогут подсказки (раздать карточки). Начнём, пожалуй, с меня «Здравствуйте, я воспитатель Лилия Алексеевна», - и показывает своё состояние. Игра продолжается, пока в ней не примут участие все слушатели. В заключение все хором, с добротой, с улыбкой на лице говорят: «Здравствуйте все!»
Дыхание – это жизнь! Неоспоримый факт! Но ещё это основа нашей произносительной (внешней) речи. От дыхания зависят чистота, правильность и красота голоса. Одно из основных направлений работы педагога является работа по формированию правильного дыхания. Научив самого себя, а в дальнейшем и своих воспитанников «правильно» дышать, выполнять длительный речевой выдох, мы, тем самым, создадим необходимую базу для овладения правильным звукопроизношением. Практическая часть 1 С этой целью я предлагаю 4 простых упражнения, которые не только подготовят вас к правильному речевому дыханию, но и будут хорошим профилактическим средством от простуды. Положите на ладонь снежинку и попробуйте её сдуть, выполняя следующие рекомендации и пытаясь на выдохе сдвинуть снежинку с места. 1. Вдох ртом, выдох носом. 2. Вдох ртом, выдох ртом. 3. Вдох носом, выдох ртом. 4. Вдох носом, выдох носом. Итак, теперь вы готовы к тренировке речевого дыхания. Практическая часть 2 «Вьюга». По моему сигналу «Вьюга началась» вы тихо гудите: У-у-у... По сигналу «Сильная вьюга» громко произносите: У-у-у... По сигналу «Вьюга затихает» вы постепенно уменьшаете силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкаете.
Проведению работы по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста предшествует развитие чувства ритма. Ритмические упражнения подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют её развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы. Практическая часть 1 Игра отбивание ритмического рисунка «Повторение ритма» Е. Лютова – Робертс. Встаньте, пожалуйста, в круг. Сейчас мы будем приветствовать друг друга такими словами «Хорошо-то как!». Но эту фразу мы не будем произносить вслух, а будем отстукивать разными способами. Повторяйте, пожалуйста, за мной.
Практическая часть 2 Для усвоения логического ударения и правильного членения фразы тренируемся воспроизводить слоговой ряд со сменой ударного слога (раздать слоговые карточки).
Прежде чем развивать общую выразительность речи, следует научиться передавать эмоциональное состояние при помощи мимики и звуков. Практическая часть 1 Произнесите, пожалуйста, один и тот же звук с изменением его характера, тембра и эмоциональной окраски. Сначала по очереди звук А, затем О, и в конце У (раздать карточки звукоподражания). Практическая часть 2 Сформировать чёткое произнесение слов и фраз, развить речевой слух помогут весёлые скороговорки. Постарайтесь произносить их чётко и быстро. Это не так просто, как кажется! (раздать карточки со скороговорками). Практическая часть 3 Развивать эмоциональную выразительность речи у детей мне помогает сказка. В следующем упражнении вы увидите, как одна и та же сказка может звучать совершенно по-разному в зависимости от того, кто её рассказывает. Представьте, что вы – ЛИСА, КОЩЕЙ, ЗАЯЦ, БАБА-ЯГА, ЦАРЕВНА НЕСМЕЯНА (одевают на себя атрибуты). Вы сейчас разными голосами попробуете рассказать зрителям всем известную сказку «Курочка Ряба». Итак, начинаем: ЛИСА «Жили-были дед и баба. И была у них курочка Ряба» КОЩЕЙ «Снесла как-то курочка яичко – да не простое, а золотое». ЗАЯЦ «Дед бил-бил – не разбил, баба била-била – не разбила. БАБА – ЯГА «Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. ЦАРЕВНА НЕСМЕЯНА «Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: Не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам яичко не золотое, а простое!» Аплодисменты нашим участникам! Уважаемые члены жюри и участники, в заключение хотелось бы сказать… Наша речь – это не только слова, но и то, как мы её произносим, какие чувства в неё вкладываем. Это такое же искусство как писать картины, музыку, стихотворения. И этому искусству нужно учиться с детства. От всей души хочу вам всем пожелать: Пусть будет широким словарный запас, Пусть речь ваша песнею льётся, Пусть сказано слово будет с душой И детского сердца коснётся!
Благодарю вас, уважаемые коллеги, за ваше активное участие в мастер-классе. Поделитесь своими впечатлениями, пожалуйста. Интересен ли вам был представленный материал? Что изменится в вашей работе с детьми после информации, которую вы сегодня услышали и увидели? Творческих вам успехов! 17 декабря 2022 в 09:52
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.